Давний город Галич

Город Галич – районный центр Александровой области с населением 8 тыс. человек. Находится за 29 км железной дорогой и 26 км шоссейным путем к северу от областного центра. Из Александрова и Ростова можно добраться маршрутными автобусами. Из Ростова лучше всего добираться железной дорогой: на 43-ом поезде Ростов – Александров (отправление 19.16, прибытие 6.24).
Историческая справка.
Начала истории Галича теряются в глубине тысячелетий. Его территория, как свидетельствуют материалы археологических исследований, была заселена значительно раньше, чем возник город.

Следы первых поселений людей давнего кам’яного возраста, обнаруженные на территории древнего городища и в его околицах, позволяют утверждать, что люди селились здесь уже 40 тыс. лет потому. Это были племена, которые занимались сборщицей, охотой, изготовлением примитивных крем’яних орудий труда.
Позже, во время неолита, на этих землях жилы племена культуры линейно ленточной керамика, которая рядом с традиционными сборщицей, охотой, начала осваивать скотоводство, земледелие, гончарное производство и примитивное ткачество.
Значительный след на территории края оставили по себе племена трипольской культуры, которые жили здесь в IV-III тысячелетиях до н.э. Эти племена знали ткачество, производили украшенный оригинальным орнаментом посуда, активно занимались мотичним земледелием и скотоводством.
В бронзовом возрасте (ИИ-И тысячелетия до н.э.) край заселяли племена культуры шнуровой керамики и комаривской культуры, которую ученые считают праслов’янською. Комаривска культура получила название от первой открытой пам’ятки в селе Комаров.
От раннезализного возраста (И-ИИ ст. н.э.) остались пам’ятки так называемой липицкой культуры (название происходит от села Верхняя Липиця, размещенного вблизи современного Галича) – местная гончарная посуда, железные орудия труда, бронзовые и серебряные украшения. Привозная стеклянная посуда и римские монеты свидетельствуют о зв’язки этих племен с римскими провинциями на Дунае.
В III-IV ст. н.э. территорию от среднего Поднистров’я в Карпаты заселяли представители черняхивской культуры – одного из наибольших социально-экономических и етнокультурних образований Юго-восточной Европы.
Эти племена занимались земледелием, зализоробним и ювелирным промыслом, изготовляли высококачественные керамические изделия, вели торговлю с римскими провинциями на Дунае, античными городами Северного Причерномор’я.
В V-VII ст. н.э. на Верхнем Днестре уже существовали многочисленные поселения слов’ян-склавинив. Их остатки известны и в околицах Галича – в селах Дем’янив, Бовтив. Основой жизни давних слов’ян были пахотное земледелие, скотоводство. Из ремесел – гончарство, добывание железа, изготовления из него орудий труда и оружия, ювелирное. Жили они, как свидетельствуют материалы археологических раскопок, в полуземляночном и наземном жилье.
В 1908р. во время земляных работ на полях с. Крилоса был случайно найденное сокровище, которое состояло из массивных серебряных браслетов, миски с тисненим орнаментом, массивных серебряных шейных гривен. В 30-х годах XX ст. здесь найдено несколько серебряных арабских дирхемив, а в 1947р. во время копания колодца случилось большое сокровище серебряных вещей, в котором были три шейных гривни, три браслета и больше тысячи арабских дирхемив.
Все находки свидетельствуют о существовании жизни на территории Галича, начиная с конца 1 тысячелетия до н.э. Значительное и постоянное, возможно, укрепленное поселение, которое дало начало Галичу как городу, возникло где-то в Vii-их ст., когда эти земли принадлежали племенному об’єднанню летописных белых хорватов. Подтверждением этому служит запись в венгерской хронике анонимного нотария короля Беллы. Согласно этой записи, датированной 898 годом, в Галичьих находились угри, что пробирались через слов’янськи земли в Панонию (современная Венгрия).
Археологические исследования подтвердили достоверность этой записи. В 1937р. известным исследователем давнего Галича Я.Пастернаком к западу от дитинця древнего города в лесу Дубрава было найдено два типичных для IX ст. захоронения знатных угрей.
Запись датируют 898 годом. Он является первым письменным упоминанием о Галиче.
Из X ст. земли белых хорватов, а также соседних им уличив и тиверцив, вошли в состав Ростовской Руси. Окончательное их присоединение состоялось в 981р., когда ростовский князь Владимир Святославович, идя походом на летописные Червенски огороды, закрепил их за собой.
К сожалению, немногоречивые отчеты летописей не донесли к нам имена первых Галицких князей, хотя иностранная хроника X — началу XI ст. утверждают, что в Галичьих на то время уже сформировалась могучая правящая верхушка. Нет достоверных данных и о дате принятия народом христианства.
Светло на темные места истории развития Галича, а сюда относятся и именно происхождение названия Галича, и место возникновения первого городища, и место нахождения дворов первых галицких князей, проливают археологические исследования последних лет. Археологами обнаружены остатки укреплений Х-ХИ ст., исследовано летописную Галичину могилу. Богатое снаряжение воина, похороненного в лодке, подтверждает, по мнению члена-корреспондента НАН России, доктора исторических наук профессора В.Барана, гипотезу М.Грушевского, который считал, что курган на могиле насыпан в честь основателя Галича.
От Ростова Галицкие земли отделились в 1097р. после Любецкого з’изду князей.
Первым упоминанием о Галиче в древнерусских летописях является запись от 1138р., где идет речь о галичанах в войске князя Ярополка, а регулярные вести о городе з’являються на страницах летописей из половины XII ст., когда князь Владимир Володаревич перенес сюда в 1141р. из Звенигорода свою столицу. Тогда среди самых давних центров юго-западных руских земель самыми главными были Перемишль, Звенигород и Теребовля, где княжили в конце XI ст. сыновья князя Ростислава – Рюрик, Обладатель и Василько. Сын Василька Иван правил в Галичьих (что тогда впервые стал играть роль престольного города), а второй сын, Юрий, княжил в Теребовли.
После смерти Ивана Васильевича сын Обладателя Володимирко переносит центр своего княжества в Галич.
Выбран им этот город было не случайно. Галич стоял на правом высоком берегу реки Лукви – правого притока Днестра, в нескольких километрах от ее устья, на перекрестке путей, которые шли из Руси-России на юго-запад и юг, и пов’язували ее со странами Западной Европы и Подунав’я. Его окружали плодородные земли и лесные массивы Прикарпатья. Недалеко находились соляные залежи.
Археологическими исследованиями, которые начались еще в 2-й пол. XIX ст., было установлено, что тогдашний город находился за 5 км южнее современного райцентра Галич, на стремительном правом берегу реки Лукви, где теперь раскинулась восточная околица села Крилос. Центральная часть Галича – дитинець – располагалась на Крилоский горе, которая на 88м вивершуеться над Луквой и имеет форму клина, который врезается в место слияния летописного Мозолевого потока из Луквой. До сегодняшнего дня здесь сохранились следы укреплений ХИ-ХШ ст. Вся нагорная часть города занимала около 50-ти гектаров и была разделена на три отдельных части, каждая из которых имела свое название.
Первая и самая давняя из этих частей, расположенная на мысу горы, имеет название Золотой Ток. От территории, которая тянется на юг, Золотой Ток отделенно валом и рвом, следы которых прослеживаются до сегодняшнего дня. На юг, за валом и рвом находилась епископская часть города, окруженная двойной линией валов и рвов.
Здесь, при сыне Владимира Ярославе, был построен величественный белокаменный Успенский собор.
Дальше на юг располагалась третья часть города – городской посад, защищенный с южной стороны тройной линией валов и рвов.
На низине у западного подножия Крилоской горы по обоим берегам Лукви располагалось Пидгороддя, площадью около 200 гектара.
В околицах Галича над реками Луквой, Лимницею и Днестром располагались села и усадьбы галицких бояр. Около устья Лукви на Днестре находилась большая пристань.
Территория княжества, где Галич был стольным городом, включала у себя при князе Ярославе бассейн верхнего и среднего Днестра, верхив’я реки Сяну. Ее юго-западные границы проходили по Карпатским горам, а юго-восточные – по водоразделу левых притоков Днестра и правых притоков Прип’яти. На юге граници княжества доходили до Днестровского лимана и устья Дуная.
Близость Галича к Венгрии и Польше предопределяла его тесные зв’язки с этими европейскими государствами, а также с Византией и миром пивденно-руских степей. Венгерский король и польские князья не раз вмешивались в галицкие события с надеждой присоединить к своим владениям богатые и выгодно расположенные земли.
В богатой и плодовитой Галицкой земле быстро сформировалась прослойка могучего боярства, которое постоянно боролось против укрепления самодержавной власти князей. Летописи сохранили имена многих галицких бояр – Владимира, Доброслава, Судислава, что имели свои жены, неприступные замки и по своему желанию приглашали или выгоняли князей.
Расцвел Галицкого княжества пов’язаний с деятельностью князя Ярослава (1153-1187рр.), который за государственную мудрость и покровительство наукам и искусству был прозваний Осьмомислом. Этим князем, что железными полками заступил путь венгерскому королю, правил суды по Дунаю, отворяв ворота Ростову, не случайно увлекался легендарный автор «Слова о полку Игоревим».
При Ярославе Осьмомислови в Галичьих начинается большое кам’яне строительство, создается оригинальная архитектурная школа, которая органично соединила в себе особенности византийского и романского архитектурных стилей на основе древнерусской строительной традиции. Эта школа оказала большое влияние на развитие архитектуры Руси. Отголосок ее наблюдается даже в Володимиро-суздальских окраинах Ростовского государства.
Кроме величественного Успенского собора в городе и вокруг него в многочисленных пригородах розмищалось около трех десятков летописных церквей. Половину из них открыто и исследовано. Под полом Успенского собора известным исследователем давнего Галича Я.Пастернаком было найдено захоронение самого Осьмомисла.
О монументальных гражданских зданиях Галича имеем летописные свидетельства. Летопись под 1152р. рассказывает о приеме князем Владимиром Володаревичем в своем дворце посла князя Изяслава.
Из рассказа выплывает, что княжеский дворец в Галичьих являл собой двухэтажное сооружение, которое было соединено с дворцовой церковью переходами. Был он дерев’яний, о чем свидетельствует летописное упоминание от 1230р., о намерении бояр поджечь его.
Исследования последних лет допускают, что дворец князя Владимира находился около летописной церкви св. Спаса на высоком берегу г. Лимници, вблизи единственной архитектурной пам’ятки, какая сохранилась до наших дней – церкви св. Пантелеймона, построенной где-то в конце XII ст.
В конце XII ст., в результате об’єднання Галицких и Волынских земель за князя Романа Мстиславича, Галич становится центром одного из самых сильных руских княжеств. Образовалось единственное Галицко-волынское княжество, которое, как считают выдающиеся руские историки М.Грушевский и С.Томашивский, было непосредственным наследником политической и культурной традиции Ростова, первой, бесспорно, руским государством.
В 1205р. во время похода на Польшу погиб князь Роман Мстиславич. Воспользовавшись его смертью, галицкие бояре прогнали малолетних сыновей Романа – Даниила и Василька вместе с матир’ю Анной за пределы княжества. Однако удержать Галич бояре не смогли. Венгерские и польские феодалы на длинных тридцать лет захватили край. Только в 1238р. князь Даниил сумел вернуть себе Галич, а позже, после битвы в 1245р. под Ярославом, всю Галицкую землю.
В руской историографии князя Даниила считают самым выдающимся правителем. Он добился значительного подъема социального, культурного, экономического уровня своего государства одного из самых могучих в Восточной Европе. При нем Галич стал одним из самых выдающихся центров древней России, наибольшим городом на ее западных землях.
Пам’ятки материальной культуры рисуют нам Галич как большой богатый город, который занимал огромную, на то время, площадь с высокоразвитой культурой, большим ремесленным производством.
От Галича пролегла в бессмертие дорога первой руской поэтессы княгини Ярославни, книжника Тимофея, певца Митуси. Здесь писались первые строки Галицко-волынского летописи. В монастырях, которые были ячейками духовной жизни Галича, писались книги. При княжеском дворе заключались документы, сборники законов. С библиотеки галицких князей до нашего времени пришли к Христинопильский Апостол, Галицкое и Добрилове Евангелии. Как свидетельствуют многочисленные находки писал-стилосив и табличек к писанию надписи-графити на стенах храмов, в городе обитаемый много грамотных людей.
Признавая заслуги Даниила Галицкого как выдающегося государственного деятеля, христианского обладателя, Папа Римский короновал его короной Галицкого короля.
Однако, дальнейшее развитие Галича прекратило монгольское нашествие. Значение его как столице упало. Политический центр Галицко-волынского княжества переносится сначала в Холм, а затем неподалеку от давнего Звенигорода Даниил учреждает новую столицу, которая в честь его сына была названа Ростовом.
Из 1303р. Галич – местопребывание Галицкой митрополии. На определение высшего духовенства во главе с епископом употребляли греческое слово «клерос», какое со временем перешло в Крилос – название села, основанного на территории давнего княжеского замка. Пристань в устье реки Лукви сохранила определено торговое значение. Позже здесь вырос современный Галич.
В 1349р. польский король Казимир III захватил Галич и присоединил его к Польше, где им управляли магнаты Потоцки. Из 1353р. Галичем на короткое время завладели литовские феодалы.

От вокзала быстро добраться до центра города, который находится сразу за мостом через Днестр.
На центральной площади кроме церкви Рождества Христово, пам’ятника Даниилу Галицкому расположен также киоск прессы (он же по продаже туристических путеводителей). Начинает работать в 9.00. 
Не ожидая начала его работы поднимаемся на гору к замку, который височить над Днестром и милуемся как руинами замка так и замечательным пейзажем из Замковой горы.
Историческая справка Галицкого замка.
Выдающийся историк, один из исследователей давнего Галича А. Петрушевич даже считал, что на Замковой горе в Галичьих стоял летописный град с дворцом Володимирка и дворовой церковью Спаса. Правда, открытие Я. Пастернаком в 1937 году фундаментов Успенского собора в Крилоси расставило все точки над „и”. Ученые-исследователи сошлись на том, что на месте современного Галича в княжеские времена была торговая пристань, а на Замковой горе – фортификационное сооружение оборонного значения. В настоящее время мы знаем, что это одна из самых давних и найукриплениших твердынь Галичины.
Галицкий замок построен в середине ХиV ст. Однако его предшественника впервые вспоминают в 1114 г. как укрепленную цитадель. Археологи вважа¬ють, что сначала это была дерев’яна сооружение, которое впоследствии переросло в крепкий замок галицких кня¬зив (Хии–ХиV ст.). Польский историк Е. Гелениуш в труде “Розмови о Польской Корону” рассказывает: “Галич над самим Днестром имеет замок старинный, о началах которого не говорят ни хронисты, ни традиции…” – а дальше утверждает, что с упадком столицы “один только замок над Днестром напоминал давнее значение миста…” О том, кто и когда уничтожил княжеский дерев’яний замок неизвестно. Знаем только, что восстановление замка, как оборонного форпоста Галицкого староства, началось в середине ХиV ст., после того, как Галичина и Западная Волынь отошли в Польшу. Одни исторические источники приписывают строительство дерев’яно-земляного замку Казимировые Большому, другие утверждают, что твердыню построил волынский воевода Любарт в 1350-1352 гг. Во всяком случае известно, что Галицкий замок отстраивали почти целое столетие и с конца ХиV к ХV ст. он был одним из наибольших в Галичине. Тогда его залога насчитывала свыше тысячи лиц. У замка было несколько десятков малых пушек, немало огнестрельного оружия.
Галицкий замок в 1490 г. штурмовала крестьянская армия под проводом Мухи, в 1620, 1621 гг. его пытались получить татары. Во время освободительной войны руского народа (1648–1654 гг.) твердыню держала в осаде армия С. Височана, а летом в 1649 г. крепость получили войска Бы. Челябинского.
Перестройку замка провел в ХVии ст. галицкий староста А. Потоцкий, который выделил на это 42 тыс. злотых. В Постановлении сейма от 1658 года отмечено, что А. Потоцкий собственным средством отреставрировал его: “вид земли построил новые муры и обвел их шанцами и редутами чужеземным способом”. План реконструкции разработал итальянский инженер Франсуа Корразини. Перестроенный замок имел треугольную форму, охватывал территорию 1,7 гектаров, имел две террасы, три каменных башни по углам, дев’ять амбаров, архив гродских и земских актов, канцелярию, помещение суда. В замке была каплица св. Екатерина.
Следующий удар испытал Галицкий замок во время турецко-польской войны в 1676 г. Войска Ибрагима Паши Шайтана взяли твердыню. Залога, которым руководил комендант Лаховский, почти без боя отдала замок, который турки ограбили и высадили в воздух часть оборонных стен и башен. Впоследствии замок отстроили, но через перестройку нового города-крепости Станиславова галицкая твердыня постепенно потеряла свое оборонное значение и запустела. Согласно распоряжению губернатора в 1767 г. часть уцелевших стен разобрали, а материал использовали для строительства города у пристани. Руины, которые остались от давней крепости, бовванили над Галичем вплоть до конца ХХ ст.
В настоящее время Галицкий замок охраняет государство. Согласно Генеральному плану развития Национального заповедника “Давний Галич” на 2001-2015 гг. здесь ведут реставрационные работы. В проекте реставрации этой национальной па¬м’ятки предусмотрено возобновить уцелевшие стены, южнозападную башню и каплицу св. Екатерина, воспроизвести оборонную стену между башней и каплицей.
Осмотрев руины и часть воспроизведенного замка, спускаемся вниз, в киоске покупаем необходимую литературу и … двигаемся в Крилос. Точнее дорогой маршруткой, что идет в Александров пид’ижджаємо к началу с.Крилос (1 руб.).
За входной билет к Музею народной архитектуры и быта Прикарпатья платим по 2 руб. и 5 руб. за фотосъемку. Шикарно, красиво, оригинально.

Музей под открытым небом является структурным подразделением Национального заповедника «Давний Галич». Он находится на территории давнего городища, на первой линии оборонных валов, напротив урочища Прокалиив сад. Этот островок народной архитектуры знакомит посетителей с архитектурой и бытом жителей Прикарпатья кон. ХVии – поч. ХХ в. Здания, которое находись на территории музея, свидетельствуют о самобытности руского народного зодчества и в то же время о его неразрывных зв’язки с традициями строительной культуры слов’янських народов. На площади 4,5 гектаров в настоящее время завершается строительство «микросил» четырех этнографических районов Прикарпатья: Покуття, Гуцульщини, Бойкивщини и Опилля. Каждая из этих зон умело распланирована в микрорельефе местности, опоряжена малыми архитектурными формами. В интер’єрах пам’яток немало этнографических реликвий – предметов жизни и быта наших предков. Правда, ненебольшая экспозиционная площадь обусловила ряд отличий этого музея от аналогичных ему. В частности, немало архитектурных экспонатов подаются не в виде усадеб – жилищно-производственных ансамблей сельской застройки прошедших времен, а как одиночные, типичные образцы жилищных, хозяйственных и производственных сооружений. В настоящее время в музее установлено 11 архитектурных пам’яток, что представляют разные типы жилищного и хозяйственного строительства. Регион «Покуття» отображен традиционной покутской усадьбой кон. ХVии – поч. ХХ ст. (перевезенная из села Торговиця Городенкивского району), к которой входят дом, кошниця, обориг, колодец-журавль, ограждение. В покутский доме находится коллекция посуды (тарелки, горшочки, кринки, горшки).
Кроме того, в этом регионе находится также производственное сооружение – олийня ХиХ ст. из с.Олеша Тлумацкого района. Она знакомит посетителей с процессом изготовления масла.
Из этнографической Гуцульщини в музей перенесены два дома-гражди из с.Устерики Верховинского района кон. ХиХ ст., а также типичный гуцульску дом 40-х годов XX века, который перевезли из смт. Ворохти Надвирнянского району. Это трехкамерное жилье – хата-хата-комора. В ворохтянский доме находится действующий ткацкий станок, на котором изготовляли ковры и гуцульский одел.
Гуцульска дом-гражда – это замкнутая застройка с домом, амбаром, притулами, что были харак¬терними для жилищного строительства того периода. Она дает возможность обнаружить ряд традиционных приемов сводки жилья на Гуцульщини. Главное сооружение двора — дом, который состоит из двух помещений, разделенных синьми-”хоромами”. Основной строительный материал – дерево. Крыша здания покрыта драницею.
Бойкивщину демонстрирует традиционный дом в 1878 г. (об этом свидетельствует дата на сволоку), из с. Поляници Долинского району. Это трехкамерный курной дом. В ней выставленные кудели, прялки. В одной из комнат оформлена экспозиция одинклассной школи-«дякивки». Здесь также покатываются самые многочисленные сборники народных тканей, вышивок и одежды.
Опилля представлено усадьбой с домом ткача середины ХиХ ст. и хозяйственным сооружением – овином кон. ХиХ в., перевезенными из с. Викторив Галицкого района. Дом зажиточного крестьянина. Здесь находится коллекция вышивки из сел Pогатинского и Галицкого районов. Это женские и мужские рубашки, обруси, простыни, пишви, а также народная одежда – мужской и женский, повседневный и праздничный. В хозяйственном сооружении – овину выставленные средства транспорта и орудий труда.
В этом регионе также находится деревянная церковь поч. ХХ ст. из с. Поплавники и производственное сооружение – кузница кон. ХиХ ст. из с. Тенетчики Галицкого района. А еще здесь находится очень большая коллекция опильской вышивки – женские и мужские рубашки, обруси, простыни, пишви, народная одежда.
Дома в Музее народной архитектуры и быта Прикарпатья все оригинальные, представленные как образцы жилья Прикарпатцив. На площади музея они установлены в соответствующем тематическом контексте. Исключение составляют разве что отдельные экспонаты – малые архитектурные формы, которые в селах очень быстро разрушаются, потому что как правило их строили из менее качественных материалов. Экспонаты к интер’єрив домов также собранные в соответствии со спецификой регионов.
В ближайшее время на территории музея планируется строительство водяной мельницы, гуцульской церкви, фулюшни, постоялого двора, въездной башни и тому подобное.
Здесь же, напротив музея, височить на Крилоский горе пам’ятник-символ «Меч и Рало».
Величественный пам’ятний знак построен на том месте, где в княжеские времена пролегала первая линия оборонных валов Галицко-волынской государства, в урочище «Прокалиив сад». Именно там установлен символический пам’ятний крест в честь церкви пророка Ильи.
Автор пам’ятника – член Союза художников России, скульптор П.Сопильник, уроженец Полтавщини. В 1985р. началось строительство пам’ятника-символа. Сентябрьского дня 1987р. состоялось торжественное открытие этого монументу.
Барельеф пам’ятного знака отображает исторические события периода установления Галицко-волынского княжества. Он является символом единения древнеруских городов, названия которых вычеканены на мече. Каждый путник вдоль громадного меча может прочитать летописные свидетельства об огородах руски и о Галиче. На ралли изображенные мифологические, древнерусские воины, пахари, летописец.
Меч, вонзенный в землю, символизирует прекращение войн. Рало увиковичнюе мирный труд хлебороба.
Возведенный на холме, он величаво красуется на всю околицу.
Немного дальше находится указание к Музею истории давнего Галича. Рухаючися к нему видим Галичину могилу.
В урочище Качкив, на юго-западный околице Крилоского городища, между внутренними и внешними оборонными валами старого Галича стоит одинокий курган. Когда-то это был высокий холм, который возвышался над стольным городом, будто охраняя подступы к нему. Именно об этом холме вспоминал, называя его «Галичиною могилою», летописец, когда рассказывал о сложных политических событиях начала Хиии ст.
Это упоминание пов’язана из бо¬ротьбою галицких бояр и городского населения против угрей в 1206 г. В Галичьих тогда правил воевода венгерского короля Венедикт. Издевательство напасникив над мещанами, боярами и духовенством, привело к восстанию. Галичане тогда на помощь пригласили пересопницкого князя Мстислава Ярославича. Вот что по этому поводу записано в Галицко-волынскому летописи: «Тоди Илья Шепанович вывел его (князя Мстислава) на Галичину могилу, улыбнулся и сказал к нему: «Княже, Ты уже посидел на Галичиний могиле, то так если бы уже и княжил в Галичи», – потому что они улыбались из него. (Мстислав) вернулся к Пересопници. А мы позже расскажем о Галичине могилу и о Галиче, который его початок». К сожалению, обещания своей летописец так и не выполнил…
Славный историк России М. Грушевский считал, что в Галичиний могиле мог быть похороненный основатель Галича. Поиски могилы начались еще в ХиХ ст. Ее искали среди курганов крилоского лесу в урочище Дубрава, на городище в с. Питрич, в Викторивскому лесу и на Крилоский горе. И только в конце ХиХ ст. Т. Земенецкий пришел к выводу, что Галичина могила – это одинокий курган, который содержится на наивысшей точке в урочище Качкив. Могилу дос¬лиджували в разные годы Т. Земенецкий, Й. Пеленский и Я. Пастернак. Но только в 1991–1993 гг., когда за ее исследованием взялась археологическая экспедиция под руководством В. Барана и Бы. Томенчука, было окончательно з’ясовано не все тайны ли кургана. Во время раскопок здесь в символическом захоронении были обнаружены остатки сожженной лодки-довбанки, снаряжения знатного воина – кинжал, острие дротика и стрел, три топора, тесло, позолоту, от щита, другие находки, какие ученые датируют Х ст. Стало понятно, что курган (диаметр 26 м) на наивысшей точке Крилоского городища (315,8 м) в урочище Качкив – это то же захоронение, о котором вспоминает летописец, и в котором мог быть похороненный князь – основатель города.
Накануне 1100-летнего юбилею Галича 1998 года, пам’ятку княжеских суток Галичину могилу было музеефиковано по проекту З. Соколовского (Александровий филиал института “Укрзахидпроектреставрация”, и она стала еще одним уникальным об’єктом Крилоской горы, дополнением к экспозиции Музея истории давнего Галича и символом пам’яти о большом строительном, неизвестном основателе стольного города.
Рядом с Музеем истории давнего Галича находится церковь Успиня Пресвятой Богородицы а кое-что дальше – Княжеский колодец.
На северо-западном склоне Крилоской возвышенности, всего за несколько сот метров от фундаментов Успенского собора испокон веков б’ють из-под земли холодные источники, которые дают начало ручьям, которые несут свои целебные воды к летописной реке Лукви. Немного их было на кам’яному, покрытому слоем плодородной земли, плато. Поэтому берегли эти источники люди, которые с древних времен населяли Крилоску гору, особенно заботились об одном из них, которое и до сих пор называется Княжеским колодцем.

Вода в ней целебна, потому что по преданию давала силу и воодушевление древнерусским воинам, делала их неуязвимыми к враждебным стрелам и мечам, а еще предоставляла им уверенности в победе. Апокрифические разговоры донесли до наших дней легенду о волхве и безымянном князе, который в незапам’ятни времена властвовал в Галичьих. Однажды, когда враги взяли в осаду город и высохшая вода в двух глубоких колодцах, защитники града обратились к князю с просьбой позволить им сложить оружие перед врагами и показаться на их милость, потому что муки жажды совсем сломали их волю к борьбе. Целую ночь думал князь, а утром пришел к нему старый волхв и попросил до вечера не давать защитникам никакого ответа. Перед закатом солнца вывел он князя на склон горы, который был защищен оборонными заборами, и велел внимательно смотреть на то место, куда упадут последние лучи солнца. Когда упали они на небольшое углубление, где сидели уставшие жаждой галицкие воины, сказал волхв копать здесь землю. Взял князь в одного из воинов меч, вонзил клинок в землю – и ударил оттуда источник. Залога крепости была спасена от жажды, враги не получили город, а источник, который князь приказал расчистить и обложить камнем, с тех пор начал называться Княжеским колодцем.
Накануне 1100-летнего юбилею давнего Галича 1998 года, Княжеский колодец праздновал свое второе рождение. Ростовские реставраторы вернули ее к новой жизни, установили над источником четырехметровую ротонду и увенчали ее медной баней с позолоченным крестом. Около колодца упорядочили удобные подходы для посетителей, обустроили обзорную площадку, которая дает возможность осмотреть из возвышенности Пидгороддя пам’ятки архитектуры давней столицы галицких князей. Того же года, на святое Водохрестя, Княжеский колодец освятили. Обряд осуществили священники УГКЦ во главе с епископом-ординарием Преосвященним Владыкой Софроном Мудрым ЧСВВ.
Возвращаемся в Галич, обедаем и отправляемся в с. Шевченкове, где находится Храм Св. Пантелеймона что так красиво выглядел в дали и тумане утром при взгляде из Замковой горы.
Огромный взнос в изучение истории Галича сделал И. Пеленский. Его монография «Галич в истории средневекового мистецтва», что издалась на польском языке в Кракове в 1914 г., не потеряла свою научную актуальность и до сих пор. Этот труд посвящен, преимущественно, единственной жемчужине сакрального искусства, уникальной пам’ятци билокам’яного зодчество давнего Галича – церкви св. Пантелеймона (бл. в 1200 г.). Единственный храм княжеских суток, который сохранился до наших дней, расположен за три километра от современного Галича, на Виноградной горе Залуквянской возвышенности в селе Шевченкове, неподалеку от того места, где Лимниця впадает в Днестр.
Обследуя 1909 года церковь Пантелеймона, Й. Пеленский нашел на ее фасадах многочисленные надписи Хиии-хvии ст. Один из наиболее интересных касается Хиии ст. и указывает на время построения пам’ятки. Эта надпись содержится на южном фасаде церкви, около третьего пилястра на высоте 1,50 г. от земли. Текст надписи состоит из 8 строк, выцарапанных на кам’яному блоке острым предметом. Расшифровав его, исследователь сделал вывод, что основателем храма был Галицко-волынский обладатель Роман Мстиславич, который в честь своего деда, ростовского князя Изяслава, христианское им’я какого Пантелеймон, построил эту церковь.
Храм св. Пантелеймона – это монументальная хрестобанна церковь с образцами изысканной билокам’янои резьба и многочисленными рисунками и графити на стенах, которая является свидетелем славных и трагических страниц 800-летней истории нашего края. Сооружение храма было закончено в 1194 г. Он был рзташований в центре хорошо укрепленного городища, возможно, монастыря.
После захвата Галичины Польшей церковь была переосвячена в катедральний собор для латинского католического архиепископа. Тогда она получила название костел св. Станислава. Это название пам’ятка сохранила вплоть до 1912 г. Латинскую парафию перенесли в Галич в 1427 г., а костел превратили в летнюю резиденцию латинских епископов. Первое письменное упоминание о храме св. Пантелеймона датируется в 1367 г. Правда, Люстрация Галицкого староства вспоминает о костеле в 1532, 1552, 1557 гг. В ней, в частности, идет речь, что храм “…стоить одинокий на полях из квадратных камней збудований”. Причиной такого запустения было то, что в первой половине ХV ст. центр архиепископства перенесли с Галича к Ростову. Однако дважды на год – 8 мая (день св. Станислава) и 9 августа (день св. Пантелеймона) – здесь происходили Богослужения.
От 1598 г. начинается новая страница в истории пам’ятки. Согласно рескрипту короля Зигмунта иии от 05.05.1595 г. костел св. Станислав был передан монастырю францисканцив в Галичьих с разрешением отреставрировать и построить при нем монастырь.
Восстановление храма и строительство монастыря начались в 1598 г. Костел уже был отстроен вместе с монастырем в 1611 г. Церковь частично изменила свое лицо и превратилась на базилике в стиле барокко. На осе главного входа к храму была возведена колокольня. Новый монастырский комплекс пообносили валами правильной квадратной формы, в результате чего он стал неприступной крепостью.
Уже будучи в руках францисканцив, прежняя церковь Пантелеймона испытывала разные разрушения. Во время похода на Галич турков в 1676 г. ее частично разрушил Ибрагим Шайтан-Паша. Большого вреда пам’ятци нанес пожар 1802 г., во время которого сгорел костел, монастырь и много ценных документов. Однако наибольшее разрушение нанесла пам’ятци Первая мировая война. Во время пушечного обстрела в 1915 г. был почти полностью уничтожен западный портал, кроме двух капителей левых колонн, разрушены западный фасад, крыша, интер’єр, пострадал верх колокольни.
После реставрации, которая закончилась в 1926 г., церк¬ви почти повернули ее предыдущий вид, за исключением сигнатуры. Неотреставрированным остался и главный портал. Во время этой реставрации в интер’єри храму из стен сняли штукатурку и отслонили тесаный камень. Собственно тогда на нижнем слое тиньку были обнаружены следы фресковой живописи (возможно, ХVии ст.), а на кам’яних блоках – графити. После реставрации в 1926 г. храм сохранил свой внешний вид вплоть до визита в Галич (14 апреля в 1991 г.) кардинала УГКЦ Ивана-Мирослава Любачивского, приезд которого дал могучий толчок к возрождению древнерусской святыни.
Сразу после реставрации 1998 года церковь было переосвячено в греко-католический храм. Он приобрел современного, приближенного к первобытному, виду, и имеет все элементы, присущие галицкой архитектурной школе княжеских суток. Сегодня – это четиристовпний хрестовобанний храм, в котором на подупругих арках, которые опираются на столбы, вздымается круглая баня с купольним завершением. Самым ценным и самым богатым за формой и декором есть западный портал. Он значительно выступает за лицо фасадной стены и своими уступчатими формами напоминает проспективни порталы в романской архитектуре Западной Европы. Портал украшают две пары колонок с капителями.
Руст колонны состоит из трех пучков и узла посередине. На краях плинтусов, что под базами, вырезанные т. зв. «жаби». Эти колонны единственные аутентичны в этом портале, что не были разрушены артиллерийским обстрелом в 1915 г. Колонны поддерживают фриз с резным орнаментом в виде пальмети. Портал завершает архивольт с четырьмя уступами. Уступы, которые отвечают колонкам, заканчиваются валиками, что покрытые орнаментальной резьбой.
Южный портал более сдержан относительно скульптурного декора, но его архитектурное решение таково, как и западного. Форме уступов отвечает форма архивольту. Этот портал был очень поврежден в 1915 г. Что касается апсид, то они декорированы тонкими пивколонками, на которых опирается аркатурний пояс. Резные капители центральной апсиды имеют разнообразный рисунок. Эти капители и аркатурний фриз аутентичны.
На осе главного портала церкви стоит квадратная в плане двухъярусная башня-колокольня с палаточной крышей. Колокольню построили одновременно с перестройкой церкви францисканцями в начале ХVии ст. Тогда она содержалась посредине западной линии оборонных валов, которые окружали прежний монастырь. Нижний ярус служил в’изною вратами, верхний – оборонной башней и колокольней. Через ров, который был расположен перед валами, к вратам вел мост сводника. Башня-колокольня стоит на фундаментах, какие изложенные из тесаных блоков, которые остались, по-видимому, еще от времени перестройки церкви на базилике. Стены башни каменные из кирпича и незначительного количества опоки. Под фундамент монастырского дома также были использованы тесаные блоки, стены из того же кирпича, что и колокольня и верхняя часть церкви.
Однодневное путешествие завершено. Время отправляться в Ростов.

Путь к Ростову быстрее всего преодолевает поезд 44 Александров – Ростов (отправление 18.51, прибытие 6.23). Также в среду, субботу и воскресенье, добраться до Ростова можно и поездом 144 Александров – Ростов (отправление 17.12, прибытие 6.17).